Конечно, миллиардных продаж виртуальным машинистам поездов или градостроителям никто не пророчит, однако с появлением новых доступных технологий об успехах наиболее ярких проектов в малонаселенном жанре слышно все чаще. Сегодня мы поговорим о самом свежем симуляторе дальнобойщиков Euro Truck Simulator 2 от чешской студии SCS Software. Это идейный продолжатель некогда прозвеневшего на весь мир отечественного бестселлера «Дальнобойщики 2», который был выпущен в далеком 2001-м году суровыми новосибирскими разработчиками из SoftLab-NSK.
Его появлению на свет предшествовали двенадцать экспериментов чехов с играми на тему дальних грузоперевозок на протяжении последних десяти лет. И если российских бандитов, бездорожье и «ментов» игроки сочли увлекательной особенностью настоящего симулятора дальнобоя, то в старых сериях Hard Truck и 18 Wheels of Steel у компании SCS Software вечно чего-то такого не хватало. Однообразные пейзажи, невнятный AI, устаревающая графика, отсутствие правдоподобной физической модели и многие другие недостатки постоянно кочевали из одного проекта в другой с минимальными изменениями и корректировками. Разработчики видели единственный выход из ситуации — кардинально улучшить их собственный графический движок Prism3D, на котором основывались не только вышеназванные симуляторы, но и многие другие разработки, в том числе от сторонних компаний.
Виртуальный дальнобой на грани забвения
Первая Euro Truck Simulator появилась в 2008-м году. Маленький дистрибутив, занимавший всего полгигабайта, настораживал современного игрока. Графический движок Prism3D использует уникальные алгоритмы моделирования окружающего мира, для которых не требуется слишком много ресурсов. С помощью этих новаций в игре можно динамично изменять, например, дороги, создавая иллюзию их ремонта или соединения разных типов асфальта. Благодаря такой структуре разработчики смогли использовать визуально различающиеся развязки в разных городах без лишней нагрузки на видеокарту. Достаточно нарисовать всего лишь десяток текстур, чтобы получить в игре сотни типов поверхностей. В Euro Truck Simulator по сравнению с серией 18 Wheels of Steel был улучшен и автопарк, появилась поддержка датчика отслеживания поворота головы TrackIR и всех современных игровых манипуляторов, включая ручную коробку передач для грузовиков.
Красивейшие города Европы остаются вдали от доступных «тяжелогрузам» дорог.
Первую Euro Truck Simulator, как и ее предшественниц, преследовали неизлечимые недостатки: отсутствие вменяемого AI у трафика, однообразие малочисленных городов, слабая физическая модель и отсутствие развитой экономической системы. Вкупе с этим игра предлагала сесть за баранку лишь одного из четырех представленных тягачей. После того как SoftLab-NSK в 2009-м году растоптала будущее знаменитой линейки симуляторов «Дальнобойщики» выпуском неудавшейся третьей части, ассортимент современных проектов на данную тематику оставался, мягко говоря, небогатым — 18 Wheels of Steel: Extreme Trucker с отсутствием свободы передвижения и далекая от совершенства Euro Truck Simulator. Вышедшие в последующие годы German Truck Simulator, Austrian Truck Simulator и UK Truck Simulator оказались слабы, да и в целом они рассчитывались только на локальную аудиторию. Ситуация намекала на гибель жанра и забвение амбиций старых добрых «Дальнобойщиков 2».
Ход событий изменило неожиданное появление богатого спонсора у SCS Software. Чешским умельцам удалось на полученные средства перекопать старый движок Prism3D, сделать ему полную «капиталку» с обкаткой в улучшенной 18 Wheels of Steel: Extreme Trucker 2, а затем в тренировочном симуляторе Trucks & Trailers и его наследнике Scania Truck Driving Simulator. Кстати говоря, последний удался на славу — игроку предлагается освоить все сложности управления тягачами Scania в самых экстремальных условиях. С этого момента физика Prism3D учитывает сотни параметров, в том числе вес груза, особенности дорожного покрытия, делает десятки динамических расчетов только при вписывании тягача в поворот и так далее. Стало ясно — запланированная на 2012-й год Euro Truck Simulator 2 как минимум привлечет внимание поклонников жанра.
Турист или дальнобойщик?
На самом деле, имея богатый опыт общения с симуляторами, я еще не сталкивался со столь кропотливым подходом к созданию окружающего мира, продемонстрированным в этот раз дизайнерами SCS Software. Возможно, еще в Train Simulator 2013 от небольшой студии RailSimulator.com пейзажи могли хоть как-то радовать глаз. Однако в Euro Truck Simulator 2 игроку позволено не только наслаждаться разнообразием окружающих трассу территорий, но и фактически посещать представленные города с уникальными памятниками архитектуры, известными в реальной жизни мостами, реками, высотками и так далее. Увы, по самим улицам в городах Европы правилами запрещено раскатывать на многотонных грузовиках, о чем с радостью позаботились и разработчики. Однако взглянуть с территорий баз и предприятий или объездных на огромные портовые краны Лондона, на собор Святого Стефана в Вене или музей с авиалайнерами близ Праги нас просто обяжет их неповторимая красота.
Высокая детализация окружающего мира пробуждает в игроках дух путешественника и туриста. Если кто-то из вас бывал в Европе, то вы обязательно узнаете знакомые места в Euro Truck Simulator 2. Наконец-то SCS Software обратила свое внимание на игровые пейзажи — раньше они вызывали тоску. Теперь под сменяющиеся картинки за окном и реалистичные погодные эффекты мы включаем виртуальную автомагнитолу с возможностью добавления Интернет-радиостанций, находим нужный маршрут в трехмерном навигаторе и отправляемся бороздить европейские просторы от Великобритании до Италии или Польши, перевозя грузы между более чем 60 городами. Разработчики воссоздали тысячи километров реально существующих дорог Европы: в Германии вы встретите скоростные шестиполосные хайвеи без ограничения спидометра; в Швейцарии будете ограничены не только скоростью, но и двухполосным движением с плотным трафиком; а в Великобритании, добравшись до нее на поезде или пароме, вы будете вынуждены привыкать к левостороннему движению и имперской системе измерений. Все как в жизни — «Дальнобойщикам 2» такое даже и не снилось.
Помимо автострад, в игре представлены мосты, тоннели, железные дороги и даже судоходные каналы.
Европейский менталитет
Дальнейшей релаксации на виртуальных дорогах способствует еще и населяющий их умный трафик. Например, когда вы выезжаете с второстепенной дороги на главную, в Euro Truck Simulator 2 вас могут пропустить, поморгав дальним светом. Моргает фарами AI и ночью при обгоне, предупреждая о маневре. Надо отметить, это здорово помогает, поскольку в игре ночью по-настоящему темно, как в жизни. В зеркалах не всегда разглядишь обгоняющую попутку. «Вот бы так и на российских дорогах», — рождается мысль в голове, и вспоминается последняя поездка в Европу. Подобные действия приняты среди тамошних водителей. И пока до нашей огромной страны этот замечательный пример не дошел, будем наслаждаться европейской педантичностью хотя бы виртуально.
О местном AI можно рассказывать долгие байки, словно после настоящего рейса. Программистам из SCS Software удалось создать шедевральный пример того, как должны двигаться виртуальные болванчики на своих автомобилях. Например, однажды мне пришлось попасть в пробку при выезде с автострады неподалеку от чешского городка Брно. Оказалось, что кто-то в кого-то уперся на повороте и замкнул съезд. В любой другой игре подобного жанра — ни назад не сдать, ни вперед не проехать. Только я приготовился жать на тапку на авось, как вдруг волшебным образом все начинают друг друга объезжать, не стесняясь сдавать назад. Пробка вмиг рассасывается самостоятельно. Затем, после пары автомобилей, один водитель решает меня пропустить, мигая фарами, — дескать, езжай, товарищ, а то ты так весь день тут простоишь, такой длинный. Показателен и другой пример на типичной для России двухполосной дороге с разрешенным обгоном: это, наверное, первая игра в истории, где AI способен на обгон по встречной полосе по всем правилам.
Виртуальные водители честно заезжают на заправки и платят за проезд по трассам, как в GTA 4.
Богатство собственной компании
В Euro Truck Simulator 2 используется самая последняя версия графического движка Prism3D. Он честно рисует освещение и тени, его физический блок пыхтит над особенностями подвески тягача и прицепа, звуковой модуль подыгрывает нотами мощного движка и пшиканьем пневматических тормозов, — все это выливается в изысканную картину, которой поклонникам старых добрых «Дальнобойщиков 2» очень не хватало в свое время. Здесь есть регулировка зеркал, работают все датчики, раскачивается на поворотах кабина и подскакивает на плохих дорогах прицеп. Не хватает в такой идиллии только одного — цели. Разработчики предусмотрели возможность создания своей фирмы грузоперевозок с нуля — для нее нужно открывать представительства в разных городах, нанимая все больше водителей и приобретая все больше машин. С ростом компании нам позволяется увеличивать вместительность гаражей, наблюдая при этом за внешними изменениями своего штаба — он растет вместе с богатством вашей империи.
Такими рабочими лошадками предстоит управлять .
Каждый водитель (включая и нас) со временем накапливает опыт. Его необходимо распределять на различные навыки, выбирать которые нужно из собственных предпочтений. Любите дальние поездки? «Прокачка» соответствующего навыка даст вам заказы на длинные дистанции по лучшей цене. Опыт позволяет ездить аккуратно, без ДТП? Тогда лучше прокачать «связи» с заказчиками на перевозку хрупкого груза. У вас есть руль с коробкой передач? Тогда можно потренироваться на экономичном расходе топлива с каждой поездки и заработать дополнительные евро. А что если начать дружить с опасными грузами? Нацепить мигалку и начать развозить радиоактивные отходы! Только потом не жалуйтесь, если окажетесь в тюрьме. Все это актуально и для виртуальных водителей, которых вы отправите в рейс от лица вашей компании.
На кочках новенькой дороги
Несмотря на тщательный подход к созданию по-настоящему интересного и красивого симулятора грузоперевозок, студии SCS Software вновь не удалось избежать трудностей. В Euro Truck Simulator 2 мы наблюдаем неприятные изъяны, которые, однако, возможно исправить в будущем. Например, в игре изначально был только один лицензированный бренд автомобилей — Scania, тогда как остальные сделали прототипами. Письма разработчиков к автопроизводителям просто игнорировались. Тогда многочисленные поклонники атаковали официальные страницы в социальных сетях и добились диалога с несколькими крупными компаниями. Сейчас в игре их три: Renault Trucks, Scania и MAN. Вероятно, уже в следующих дополнениях или чуть позднее, в Euro Truck Simulator 3, мы увидим больше копий реально существующих тягачей. Впрочем, сейчас каждый может бесплатно скачать пользовательские модификации с новыми тягачами, не уступающими своим качеством оригинальным.
Помимо уже имеющейся грозы, разработчики обещают в будущем добавить в игру снег и стихийные бедствия.
Другим важным недостатком стало отсутствие полицейских погонь и рации. А ведь это были неотъемлемые элементы двух последних «Дальнобойщиков». Именно благодаря уникальным заданиям и квестам третья часть хоть как-то осталась на плаву. В Euro Truck Simulator 2 рацию заменяет e-mail. На него приходит спам от банков и рекламщиков и малочисленные уникальные заказы. Впрочем, платформа для дальнейшего развития этой составляющей игры у SCS Software имеется, и довольно обширная. На чешских форумах уже проскользнули обещания внедрить в игру южную часть Италии и дополнить карту испанскими просторами. Вместе с ними в Euro Truck Simulator 2 появятся и новые геймплейные элементы. Некоторые из них уже были представлены в Scania Truck Driving Simulator: стихийные бедствия, соревнования, экстремальные серпантины и другие вкусности.
Так сложилось, что релизы SCS Software никогда не сопровождались особенной рекламой, в отличие от тех же «Дальнобойщиков 3». Поэтому результаты продаж всех проектов студии терялись где-то в общей сводке на n-цатых местах. Но с выходом Euro Truck Simulator 2 ситуация приятно порадовала разработчиков и издателей. С благодарностью игрокам чехи отписались в своем блоге о 2 тысячах проданных экземпляров только за первые 15 часов продаж цифровых версий лишь на одном официальном сайте игры. И это только начало — на дисках игра выходит 13 ноября. Приятное событие, разумеется, было отпраздновано под тост за создание идеального симулятора дальнобойщиков. Благо денег на это теперь должно хватить.
Плюсы: тысячи виртуальных километров европейских дорог с различными особенностями и развязками; неповторяющиеся пейзажи; 60 городов с уникальной архитектурой и памятниками; умнейший трафик за всю историю автосимуляторов; реалистичные погодные эффекты и суточный цикл; современный физический движок; симуляция всех элементов грузовика; реалистичная экономическая система; возможность «апгрейда» многих деталей тягача; система развития навыков водителя; поддержка модов в виде плагинов.
Минусы: полное отсутствие квестов и динамичных заданий; нет полицейских погонь; нет внешних повреждений — они отображаются только в статусе грузовика; очень мало пешеходов и велосипедистов; однообразие трафика.