И успех таки пришел, несмотря на осторожные прогнозы. Разработчики постарались на славу, хотя до уровня несравненной Devil May Cry 3 не дотянули. Да и введение нового героя, отодвинувшего Данте на второй план, многим пришлось не по душе. Взвесив все “за” и “против”, ребятушки из Capcom решили кардинально перетрясти дряхлеющий на глазах франчайз и осуществить полноценный перезапуск игровой вселенной. В итоге появилась DmC Devil May Cry, которая является пятой игрой в серии, но отнюдь не пятой частью и совсем не продолжением DMC.
Нужно отметить, что Capcom доверила разработку британской студии Ninja Theory, что само по себе нонсенс. Но это неоднозначное решение как нельзя лучше вписалось в планы “капкомовцев” по дальнейшему развитию своего детища. Ситуацию можно сравнить с обновлением гардероба: разработчики выкинули морально устаревшие вещи и поменяли их на новые, оставив лишь самые любимые пиджаки, джинсы и трусы, которые верой и правдой служили хозяину долгие годы и прослужат еще столько же.
Но такое положение дел не могло устроить всех фанатов серии. Задолго до релиза разгорелись “холивары” с многостраничными обсуждениям обновленной версии Devil May Cry. Особую ненависть поклонников DMC вызвала перекройка образа Данте. Его коротко постригли с последующим изменением цвета волос и разодели в шмотки, названные злопыхателями “сутенерской экипировкой”. На ранних концепт-артах и скриншотах Данте выглядел весьма своеобразно. Попиратель демонов располагал желтушным оттенком кожи и мешками под глазами, да к тому же еще и курил. Смотрелось все это безобразие не ахти как, а вредные привычки и внешний вид Данте вызывали нехорошие ассоциации с Брайсом Больцманом из NeverDead. В итоге рожицу главному герою подправили, хотя в целом образ остался неизменным. Интересно, но в самом начале игры есть момент, когда в результате взрыва бутика в парке развлечений на голову Данте прилетает белый парик. Нефилим, посмотрев на себя в зеркало и подумав с несколько секунд, выдает коронную фразу, одним словом объясняющую политику разработчиков: “Nevermore”, после чего с отвращением скидывает с себя этот элемент декорирования внешности. Вкупе с изменением морды лица Данте преобразился и внутренне. Он стал злее и циничнее, и уже не стесняется сыпать выражениями вроде “Fuck you, bitch” и показывать средние пальцы направо и налево.
Влияние игроделов с Туманного Альбиона видно невооруженным глазом. В DmC Devil May Cry практически нет типичной для серии “азиатчины”, хотя фирменный стиль и дизайн DMC сохранился в полной мере. Герои выглядят как европеоиды (хотя Вергилий в некоторой степени каваен) c нормальными, не гипертрофированными чертами лица и стандартного размера глазами. Враги действительно похожи на демонов, а не на разодетых кукол или мобов из какой-нибудь Lineage II, порожденных уникальной фантазией азиатских гейм-дизайнеров. В аналогичной стилистике выполнены и боссы. Хотя оружие ближнего боя по-прежнему отличается гигантскими и несопоставимыми с человеческими возможностями размерами. Японские геймеры довольны и шлют всем приветы. Кстати, во внешнем виде Данте имеется еще одна отсылка к влиянию подданных Её Величества королевы – веселый Union Jack, наклеенный на пальто главного героя. Разработчики открещиваются от того, что сделали это специально, но мы-то знаем.
Кардинальным изменениям подверглась и сюжетная составляющая, причем настолько, что и не знаешь, как соотнести ее с сюжетом прошлых частей серии. Но лучше никак не соотносить, а принять как данность. Разработчики из Ninja Theory (под строгим взором Capcom) перевернули все с ног на голову и переписали историю с чистого листа, оставив лишь хорошо знакомых героев и центрообразующий каркас игровой вселенной – борьбу с демонами. Итак, канва. Данте живет в горячо любимом им трейлере где-то на окраине города, ведет неправедную жизнь и развлекается как может: употребляет горячительные напитки, шастает по клубами и наслаждается обществом сексапильных девиц. После очередной бурной ночи он обнаруживает на пороге своего фургона девушку по имени Кэт, предупреждающую его об опасности. Затем на Данте нападает обезьяноподобный демон, которого герой убивает при содействии таинственной особы. За добро надо отплачивать добром, и Данте уступает уговорам Кэт и едет в штаб “Ордена” – организации, известной своими террористическими выходками. Там протагонист знакомится с Вергилием и узнает, что тот приходится ему братом и что “Орден” – это не ячейка террористов, а повстанческая база, члены которой сражаются с демонами. Фишка в том, что Данте ничего не помнит о периоде своей молодости, но представители “Ордена” способствуют разрешению этой проблемы. В процессе блуждания между реальным и потусторонним (Лимбо) мирами Данте вспоминает забытую некогда историю своей жизни.
Главным антагонистом DmC Devil May Cry является король демонов Мундус, известный нам по прошлым играм серии. Властитель всея ада предстает в личине Кайла Райдера – миллиардера и руководителя нескольких корпораций. Но бизнес для него – лишь прикрытие для претворения в жизнь грандиозных планов по установлению контроля над людьми и их душами. Повредить ему могут разве что нефилимы (дети от смешанных браков ангелов и демонов), коими и являются Данте с Вергилием. Чтобы добраться до Мундуса и уничтожить его, братья планируют ряд диверсионных операций, направленных на ослабление власти демонов. Как водится, диверсии сопровождаются расчлененкой и неописуемого накала сражениями. В этом плане игра от Ninja Theory осталась верна заветам серии.
Геймплей практически не изменился. DmC Devil May Cry – это все тот же разудалый слэшер с десятками разновидностей приемов и комбо-ударов. Сражения по большей мере проходят в потусторонней ипостаси города, в так называемом Лимбо, куда Данте заносит с завидной периодичностью и почти всегда не по своей воле. Герою время от времени помогают Кэт и Вергилий (а также некоторые другие персонажи), но напрямую в битвах они не участвуют. Кэт чаще всего руководит действиями Данте из реального мира, и герой видит лишь ее размытый образ. Особенность девушки заключается в том, что она умеет создавать порталы и рисовать специальные пентаграммы, с которыми Данте может взаимодействовать даже находясь в Лимбо.
Как и раньше, локации абсолютно линейны и разбиты на зоны, в которых происходят сражения. Пройти дальше можно лишь в том случае, если уничтожить всех демонов на локации – тогда демонические печати снимаются, открывая путь дальше. Какой-либо закономерности в появлении монстров нет. Новая порция адских отродий может встретиться за первым же поворотом, но подчас бои откладываются на неопределенный срок, особенно в тех моментах, когда приходится прыгать по всяким платформам и летать над образованной Лимбо бездной. Изредка на пути Данте встречаются закутки, в которых можно обнаружить бонусы: звезды жизни, звезды Адского Курка для заполнения шкалы Devil Trigger, ключи от дверей, сами двери и души несчастных людей, впечатанные в стены. Освобождение душ от демонического гнета награждается удвоенным количеством красных сфер (игровой валютой), а вскрытие дверей – мини-играми на отдельно взятых локациях. Выполнив задание (убив всех врагов, пройдя участок пути за ограниченное время и т.д), Данте получает осколки Креста Здоровья. Собранные вместе осколки увеличивают шкалу жизни героя.
Но искать бонусы быстро надоедает, как бы нас к этому не склоняли. Хотя игнорировать их чревато. С каждой новой покупкой цены на предметы возрастают в геометрической прогрессии, и в итоге можно остаться с носом, не накопив требуемой суммы. Тем не менее желания раздобыть дополнительную пачку сфер из навешанных под потолком коконов на все равно не появляется – это просто-напросто скучно. Особенно если учесть, что скучно бывает и во время основного прохождения. И дело тут даже не в том, что приходится кромсать одних и тех же демонов – новые типы врагов как раз таки появляются с завидной регулярностью. Просто действие может проходить на одной локации на протяжении трех-четырех эпизодов без какой-либо смены декораций. Ninja Theory можно лишь похвалить за дизайн уровней (работа действительно была проделана адская), но путешествовать по одним и тем же местам быстро надоедает. Хотя разработчики не перешли ту грань, за которой обычно возникает зевота с последующим желанием выключить игру. Зачастую на опостылевшей локации начинает происходить что-нибудь интересное и приковывающее внимание, после чего нажатие на паузу и дальнейшее путешествие за кофейком откладывается на неопределенный срок. Помимо этого нас самозабвенно пичкают красочными кат-сценами, бои за счет комбинирования разных типов монстров становятся сложнее и интереснее, а в уши льются бодрячковые музыкальные треки от Noisia и любимой кибер-готами группы Combichrist.
Разновидностей демонов в DmC Devil May Cry достаточно много: есть и закованные в броню рыцари смерти, и гарпии, и несколько агрессивных аналогов купидонов, и монстры с бензопилами, и толстозадые гиганты, и существа, похожие на смесь кошки, ехидны и собаки. На этом фоне список имеющихся в игре боссов вызывает слезы разочарования. В той же Devil May Cry 4 гигантские твари встречались гораздо чаще, а в творении студии Ninja Theory они появляются после прохождения трех-четырех эпизодов как минимум. Но следует отметить, что сражаться с боссами стало значительно труднее, а сами бои запоминаются надолго. Гигантская личинка-суккуб даже после своего поражения не оставляет попыток скинуть Данте в кислотную реку, протягивая к нему свои гадкие ручонки и вереща противным голоском, а виртуальная голова демона-журналиста (какая злая ирония) затягивает героя в экстренный выпуск новостей, где Данте приходится сражаться с бесами в прямом эфире и на глазах у миллионов зрителей. Да и руки болят, черт их дери, просто зверски – порождения ада восстают из мертвых до четырех раз кряду, причем с полной шкалой жизни.
Главным оружием Данте является его неизменный меч Rebelion, а также пистолеты Ebony и Ivory. Но боевой арсенал героя на этом не ограничивается. В DmC: Devil May Cry появились новые наименования вооружения, хотя некоторые образцы по свойствам не сильно отличаются от того, что мы видели в прошлых играх серии. Те же ужасного вида руки Eryx напоминают перчатки Gilgamesh, а дробовик Revenant является модернизированной версией обреза из DMC 4. Но имеются и уникальные экземпляры для проведения обряда по изгнанию демонических сущностей. Например, гигантские сюрикены Aquila, наносящие массированный урон всем противникам, попавшим в радиус действия смертоносного оружия. Еще есть топор Arbiter – медленный, но крайне мощный агрегат для попрания демонов и бесов, а также голубоватого цвета коса Osiris, которой Данте размахивает с неописуемой скоростью. Но следует сделать одно маленькое уточнение. Arbiter и Osiris являются всего лишь воплощениями меча Rebelion, хотя это особой роли и не играет – боевые стили разные. В DmC Devil May Cry встречаются враги, убить которых можно лишь с помощью демонического Arbiter или ангельского Osiris. Интересно, но только лишь боевыми свойствами воплощения меча Rebelion не ограничиваются. Как я уже говорил выше, в игре приходится часто прыгать и перебираться через кажущиеся непреодолимыми бездны и прочие ущелья. Проводить эту операцию можно с помощью Ophion Whip и Ophion Pull - двух кнутов, первый из которых притягивает Данте к объекту, а второй поступает ровно наоборот – гора идет к Магомету. Также данные агрегаты используются для разрешения головоломок и разрушения баррикад (Ophion Pull), но и в сражении они являются незаменимыми помощниками, хотя урона не наносят. По принципу действия схожи с демонической рукой Неро из прошлой части Devil May Cry.
Боевая механика привычна и канонична, и если какие-то изменения и есть, то обычному смертному их разглядеть не получится. Главный герой располагает десятками вариаций атак и комбо-ударов, привязанных к тому или иному оружию, а также к способностям Данте. Самые мощные комбо получаются при попеременном использовании сразу нескольких орудий уничтожения демонов. По мере получения белых сфер (очков прокачки) во время игры и бонусов за успешное завершение эпизода мы можем совершенствовать умения Данте и его навыки владения оружием. Но прокачать все и вся не выйдет в любом случае, даже если проходить игровые отрезки с наивысшим рангом SSS, что практически невозможно и на легком уровне сложности. Всего их три, но после окончания сюжетной линии открываются новые и более трудные варианты игры. Самый сложный из них называется “Ад и Ад”, где Данте погибает от одного удара – режим для самых настоящих хардкорщков, мастерство которых не знает границ. Отточить свои способности до приемлемого уровня можно в появившемся режиме тренировки, что очень удобно. Также следует сказать пару слов о Devil Trigger. Эта способность, позволяющая Данте использовать все силу демонической мощи, перекочевала из прошлых частей Devil May Cry. При активации Devil Trigger все враги на локации на какое-то время взлетают в воздух и становятся беспомощными, а сила главного героя увеличивается в несколько раз. В данном режиме имеется еще одна отсылка к стародавнему Данте - волосы героя мгновенно белеют, а плащ становится ярко-красным.
Недостатков технического плана в DmC Devil May Cry на удивление немного. С большой натяжкой можно выразить претензии камере, которая очень редко, но все же выдает неудобные ракурсы. А вот с игровым процессом не все так гладко. В определенных эпизодах игра проседает и становится занудной, что для проектов подобного жанра в целом и серии Devil May Cry в частности смерти подобно. Иногда не то что заниматься скучным поиском тайников и участвовать в мини-эвентах не хочется, а вообще играть желание пропадает. Но DmC Devil May Cry в критических моментах всегда подкидывает что-нибудь интересное, заставляя рот приоткрываться в удивлении, а руки – судорожно сжимать геймпад. Дизайн уровней выше всяких похвал, хотя бегать по одним и тем же локациям на протяжении трех-четырех уровней надоедает. Отдельной статьей идет разочарование по поводу боссов – маловато будет, маловато. Но в целом постановка серии Devil May Cryна новые рельсы прошла успешно. Игра ни на йоту не растеряла своей атмосферы и сохранила все успешные элементы и наработки предыдущих частей серии, а видоизмененный образ Данте мне и вовсе пришелся по душе. Пусть он теперь и выглядит как панкующий тинэйджер, но время идет, а вкусы у людей меняются. Гламурные кавайные парики белого цвета в нынешнем сезоне не в моде.