Но I Am Alive таки уцелела и приковыляла на РС, где исчезли страшные «лесенки». Теперь еще заметнее, что делали ее за скромные деньги и утрамбовывали текстуры ногами, подгоняя размер дистрибутива под требования XBLA/PSN. Изъяны маскируют густая пыль, висящая на улицах Гавентона, щедро разлитый «блюр» и цифровой шум. Видимость не дальше, чем в первом Silent Hill, которым явно вдохновлялись создатели,
—больно знакомая карта, отмечающая красным фломастером недоступные зоны.
Про напасть, уничтожившую Америку, особо ничего не рассказывают. Год назад прокатилась серия разрушительных землетрясений, потом пришли песчаные бури и заживо похоронили тех, кто не успел найти надежное убежище. В мегаполисах правят бандиты, променявшие человечность на банку тушенки и билет в завтрашний день. Озверевшие люди—твари пострашнее мифических чудищ.
Схожий фантастический сценарий предлагал другой экшен-долгострой—Spec Ops: The Line, даром что про Дубай. Вообще, будь I Am Alive приличной игрой, волна народного интереса к постапокалиптической теме (The Walking Dead, Day Z, The Last of Us…) вынесла бы ее на верхние позиции в чартах продаж. Но, увы, ваяли ее по страницам, наспех вырванным из чужого дизайн-документа. Потому здесь нет внятного начала и логического конца, а неплохие идеи, заложенные в геймплей, подрублены криворукостью и смешными условностями.
Впрочем, первые полчаса преисполнены ожиданием чего-то захватывающего. Черт с ней, с вездесущей серо-бурой палитрой, прикрывающей нехватку текстур на некоторых моделях, зато как свежо! Прицепили убывающую полоску энергии к стандартной акробатике на манер Uncharted — и уже надо осторожно рассчитывать каждый шаг. Подоконники и балки, где можно перевести дух, — царская роскошь, равно как и консервированная еда, восполняющая силы на ходу. Альпинистский крюк, создающий точку для отдыха прямо на стене, — так и вовсе на вес золота.
Усталость накапливается медленно. Сначала шкала пустеет, затем уменьшается, сокращая емкость полоски (восстановить ее поможет, опять же, вода и пища), и в конце концов герой разжимает пальцы и летит в пропасть. А за гибель в I Am Alive наказывают, лишая, говоря аркадным языком, «жизни». Профукали все попытки — вас отбросят не на близкий «чекпойнт», а к «автосейву» в самом начале локации. Не на сложности «Easy», разумеется.
Запас «повторений» увеличивают видеокамеры, разбросанные по глухим уголкам, и отзывчивое сердце. По дороге к… ладно, назовем эту халтуру «развязкой», мы встретим 20 обездоленных горожан, которым нужно что-нибудь принести. Больная девушка мечтает о помидорах с грядки, дряхлый старик—выкурить сигарету, парень, придавленный завалом, умоляет включить подъемник и вызволить его из ловушки. Не пожадничаете и потратите время на «федекс»—получите взамен дополнительный шанс.
Оригинально обошлись разработчики и со сражениями. Конечно, вечный дефицит боеприпасов и всего три вида оружия (пистолет, дробовик, лук)—надуманная чушь. Уж США-то эта проблема не грозит и после землетрясений—наштамповали от души, на всех хватит. В Гавентоне, похоже, вторую поправку к Конституции не шибко ценили, ибо нас заставляют трястись над каждым патроном. Стычки—по сути, головоломки, где за считанные мгновения нужно сделать правильный выбор.
Иногда NPC стерегут свою территорию, но прохожего, который извинится и уйдет огородами, они не трогают. С мародерами сложнее. Если в группе нет никого со «стволом», герой здорово испугает противников, наставив дуло на ближайшую наглую морду. Не важно, есть ли заряды в обойме—блеф тоже срабатывает, хоть и недолго. За пару секунд можно оттеснить врага к обрыву или костру и прикончить беднягу мощным пинком. Выглядит противостояние очень «киношно», когда мы нервно водим пистолетом туда-сюда, пытаясь удержать под контролем сразу нескольких подлецов.
Вооруженную братию «на понт» не взять, и тут выручает мачете. Приметив беззащитную жертву, один из бандитов обязательно подойдет на расстояние вытянутой руки. В этот момент герой режет ему глотку ловким движением и вырывает «пушку». Увидев позорную смерть вожака, слабовольные «шестерки» порой сами встают на колени, позволяя оглушить их рукояткой пистолета.
Жаль, на словах бои увлекательнее, чем на деле—однотипные разборки быстро приедаются. Гораздо опаснее система контекстных подсказок, действия в которой закреплены за одной и той же кнопкой. Хотите запинать негодяя в огонь или послать в последний полет? Жмите «Е». Одолеть в QTE-схватке на мачете? Тоже «Е», но только когда вы одни, иначе зарубят осмелевшие сообщники. А поймать на экране верную надпись трудно. Моргнул—и привет. Труп.
Раздобыв лук с единственной (к счастью, суперпрочной) стрелой, начинаешь думать, будто сейчас I Am Alive покажет второе дно и научит «стелсу». Чай, Ubisoft же! Однако это оружие годится строго для первого залпа. Потом, куда ни спрячься, злодеи, словно ракеты с тепловым наведением, побегут толпой к обидчику. А в открытом столкновении подведет тетива — натягивать ее слишком долго.
Кривое управление портит и акробатику, причем везде. Консольные версии точно так же путаются в трех соснах: отклоняешь джойстик вверх, чтобы персонаж карабкался по балке,—он отползает влево, вместо спуска—делает шаг вправо. А часики тикают, и временами малейшая заминка чревата провалом. Удивительно, что никто за полгода не исправил сей «баг».
Хотя, что жаловаться на дикие танцы вокруг бруска, если нас частенько отправляют бродить по улицам при почти нулевой видимости? В некоторых районах пелена настолько плотная, что каждый вздох отнимает силы. Понятно, что, угробив несколько попыток, вы перестанете слепо тыкаться в стены, выучите местонахождение съестных припасов и запомните, куда лучше залезть, чтобы подышать чистым воздухом, но разве в мазохизме сокрыт азарт?
Кивать на стремление к реализму глупо—мир I Am Alive какой угодно, только не настоящий. Это диорама, где сценарий напрочь лишает свободы, мирные граждане едва шевелят ногами, а объекты намертво приколочены к земле. Заденьте магазинную тележку, забытую посреди дороги, — она не сдвинется ни на миллиметр. Физический движок Havok безумствует от тоски, скручивая объятые пламенем тела в уморительные рогалики. И ни одной интересной личности за пять часов скитаний. Все блеклые, под стать краскам.
Последнее, что звучит перед титрами,—сдавленные рыдания. Вот уж, действительно, есть о чем плакать—спустили в китайский унитаз такие хорошие полимеры…