Разработчики серии Hitman из студии IO Interactive не раз говорили о том, что новая часть серии не является прямым продолжением Blood Money. Мол, Absolution - это своего рода ответвление, шаг в сторону, побочная серия. В принципе, они могли бы зайти еще дальше и заявить, что действие новой части просто развивается в параллельном мире, где многое изменилось.
Теперь там есть магия.
В Absolution Сорок Седьмой - это не просто очень сильный, дьявольски умный и наблюдательный продукт генной инженерии, но еще и продвинутый маг. Он умеет:
а) видеть через стены, чем заняты обитатели локации
б) прозревать, где находятся его будущие жертвы и ключевые предметы
в) отводить глаза тем, кто слишком заинтересуется его персоной
г) замедлять время.
На все это, как и на любые магические действия, тратится мана - так называемый "инстинкт". Впрочем, есть у 47-го и другие волшебные свойства, которые не требуют траты маны. Он теперь, например, может спрятать в карман практически любое оружие, включая снайперскую винтовку с глушителем.
В параллельном мире Absolution значительно изменился и наниматель героя - Агентство. Оно утратило большую часть своей загадочности и оказалось - кто бы мог подумать - абсолютно стереотипной частной военной компанией, пусть даже с собственной армией, параноидальными агентами и секретаршами в миниюбках. Кроме того, Агентство утратило тягу к хорошо спланированным точечным операциям и предпочитает действовать силовыми методами. Чего только стоит город, полностью стертый с лица земли людьми в форме этой организации!
Но Absolution принципиально отличается от предыдущих частей не только этим. В новой серии лысый убийца не просто выполняет ряд заказов, очень условно связанных некой сквозной историей. Он действует в рамках сюжета - классической истории про девушку в беде.
В беде оказывается девочка по имени Виктория - подопытный кролик Агентства, на которое работает 47-ой. Его связная, Дайана Бернвуд, решается спасти девочку и ради этого уходит в самоволку. Так как ее организация не прощает предателей, то 47-го посылают прикончить ее и вернуть девочку обратно в дружелюбные стены Агентства. Перед смертью Дайана попросит убийцу уберечь девочку от лап бывших нанимателей.
После этого все и завертится. В игре будет несколько похищений, расстрел приюта монашек, множество взрывов, битва на подземном ринге на оружейном заводе где-то в Дакоте и перестрелка с убийцами, одетыми в латекс. Все ради того, чтобы у юной Виктории все было хорошо.
Сама по себе идея добавить в игру про 47-го сюжет скорее выигрышна, чем наоборот. Связная история, с одной стороны, позволила сделать Absolution более кинематографичной, чем предыдущие части, а с другой - дала главному герою хоть какую-то мотивацию помимо "зарабатывать бабло" и "быть крутым". Проблема в том, что на нормальный сюжет сценаристов IO Interactive не хватило. Absolution производит впечатление игры, которую делали по старому лекалу (отдельные миссии, которые ни к чему особо не привязаны), а потом собирали с помощью вдохновения и такой-то матери. Из-за этого она напоминает не связную историю, а лоскутное одеяло, сшитое как попало.
Вот в первой части игры есть некий персонаж под устранение по имени Дом. Дом заправляет стрип-клубом, где его и нужно прикончить. При этом сами способы устранения изобретательны и веселы - хозяина стрип-клуба можно в буквальном смысле замочить в сортире или элегантно убить диско-шаром. Но Дом всплывает в сюжете ровно один раз, и зачем его нужно было устранять - тайна, покрытая мраком. Он используется лишь как предлог, чтобы добавить в игру стильную локацию.
В угоду сюжету (и кинематографичности) игру лишили и больших локаций, на которых 47-му нужно наблюдать за жизнью окружающего мира и выстраивать стратегию. Теперь каждая миссия разбита на несколько небольших частей, и в каждой герой идет из точки А в точку Б. Да, построить маршрут можно по-разному. Да, убить каждую жертву можно несколькими способами. Но все-таки их значительно меньше, чем в предыдущей части серии - Blood Money.
В новой Hitman систему с несколькими сохранениями разработчики заменили чекпойнтами. Сначала это решение не кажется критическим: во-первых, локации невелики; во-вторых, точки, где можно сохраниться, расставлены достаточно логично. Но при этом именно с чекпойнтами связана одна из самых неприятных игровых проблем в Absolution - слетающие скрипты.
Как такового живого мира, за которым нужно наблюдать, чтобы построить свою стратегию, в этой игре нет. Поведение персонажей определяют в первую очередь скрипты, срабатывающие, когда главный герой добирается до какой-то точки. Поэтому главное, что приходится делать во время прохождения, - это смотреть, при каких условиях разыгрываются сценки, и строить свою стратегию в соответствии с ними. Но после загрузки с чекпойнта многие скрипты не срабатывают вообще или срабатывают неверно. Так, можно загрузиться - и обнаружить, что все убитые до сохранения враги внезапно воскресли и мирно занимаются своими делами. Или что жертва, которая до этого шла по определенному маршруту, теперь не в курсе, что ей нужно направиться именно туда.
На уровне сложности выше среднего игра начинает нехорошо напоминать недавний хит - Dark Souls. Здесь точно так же приходится проходить одни и те же локации десятки раз, доведя движения до автоматизма, пока цель наконец не будет достигнута. Но не из-за трудности миссии, а потому что из-за слетевшего скрипта жертва откажется пить отравленный кофе, проверять "сломанную" электропушку или проходить под плохо закрепленной люстрой.
Это мешает получать удовольствие от игры и от тех удачных решений, которых тут тоже хватает. Здесь есть интересные персонажи, и они не становятся хуже, несмотря на всю абсурдность сюжета. Здесь есть проработанный мир, полный характерного для серии черного юмора (скажем, сразу нескольких жертв можно устранить, если подвести электропровода в то место, которое они используют как туалет). Здесь есть возвращение к идее, что люди, одетые в тот же костюм, что и 47-й, будут относиться к нему с некоторым подозрением. Правда, реализована эта идея не очень удачно. По неизвестным причинам герой не носит маску даже вместе с теми костюмами, которые ее прямо-таки требуют (вроде наряда работника химической лаборатории). Но даже с учетом этого остается неясным, как окружающие умудряются что-то заподозрить с расстояния в десять метров, особенно если они видят только кусок его спины и бока.
Hitman: Absolution при всех ее плюсах производит впечатление не полноценной части серии, а скорее переходного этапа, нужного для того, чтобы подготовить игроков к перезагрузке истории про Агента 47. Недаром создатели Hitman говорят о том, что им необходим свежий взгляд на серию (и вторая студия-разработчик). С большой долей вероятности в будущем они реализуют заложенную в финале Absolution возможность сделать историю Hitman совсем другой. Возможно, ее следующий герой будет намного симпатичнее постаревшего лысого убийцы с усталыми глазами. Возможно, следующие части будут становиться все более кинематографичными. Только вот к тому 47-ому, которого мы знали и любили, это уже не будет иметь никакого отношения.
Надежда Вайнер