Rockstar предоставила нам возможность получше ознакомиться с огромной территорией, которую смогут исследовать игроки в новой части знаменитого сериала.
Читать впечатляющую статистику - одно. Однако увидеть собственными глазами, насколько огромен Лос Сантос в Grand Theft Auto V - совсем другое. Когда мы посещали штаб-квартиру Rockstar, чтобы подготовить материал для декабрьского номера, мы услышали несколько впечатляющих цифр, призванных передать масштаб проделанной работы. В целом, мир игры (включая подводные пространства) в пять раз больше, чем в предыдущем проекте студии с открытыми миром, Red Dead Redemption. Другими словами, GTA V грандиознее, чем San Andreas, четвёртая часть и RDR вместе взятые. Но восхищение от этих данных несравнимо с эмоциями, которые испытываешь, когда садишься за штурвал самолёта в роли Франклина, набирая высоту в 4000 метров.
От масштаба окружения захватывает дух. Глядя на то, как Франклин выпрыгивает из кабины пилота, я мог отчётливо разглядеть местный аналог Солтон-Си, Алмос-Си, который располагался слева. Справа от меня развернулся величественный центр Лос-Сантоса, небоскрёбы которого проглядывались сквозь облака даже несмотря на впечатляющее расстояние, которое разделяло их и моего персонажа. Посередине находилась огромная горная цепь с деревьями, животными и десятками способов занять себя. Пока Франклин снижался, ухватившись за стропы парашюта, я обращал внимание на оленей, стремительно бежавших по узким тропам и диких кошек, чей рык разносился на всю округу, в то время как по дороге, ведущей к вершине, проезжал джип лесничего.
Франклин успешно приземляется на обочину дороги, где сидят двое рыбаков, припарковавших свой дом на колёсах неподалёку. Несмотря на титанический размах, Rockstar пообещали нам, что игрокам не придётся скучать - квадроциклы у дороги так и ждут, что на них кто-то запрыгнет. В зависимости от того, каким из трёх героев вы управляете, местонахождения и времени суток вы можете подвозить автостопщиков, чинить сломанные автомобили или грабить банкоматы. Ещё один способ убить время - охота (простите, но никакой рыбалки).
Пьянка и гидрокостюм
Демоверсия продолжается, и мы переключаемся на Тревора, самого непредсказуемого из троицы героев. Камера взмывает ввысь, демонстрируя спутниковую карту местности, вычисляя местоположение Тревора и подлетая к нему. Он лежит в отключке на пляже, держа бутылку спиртного, одетый лишь в трусы, носки и ботинки. Порезы, ушибы и шрамы покрывают его тело - разработчики добавляют, что они меняются в зависимости от состояния персонажа. Вокруг лежат тела членов банды байкеров The Lost из дополнения The Lost & Damned для Grand Theft Auto IV. На джинсах и куртках крепких мужиков - запёкшаяся кровь, но я не берусь определить, убиты ли они Тревором во время очередной перепалки или просто дико напились.
Как только Тревор пробуждается от сна, он направляется нетвёрдой походкой к Dinghy (лодке, которая фигурировала в прошлых частях GTA), плавно покачивающейся на волнах. Пока он входит в воду, я обращаю внимание на переработанную технологию воды, которая больше напоминает об Assassin's Creed III, чем о San Andreas.
На некоторых катерах Лос-Сантоса можно будет найти снаряжение для ныряния, которое Тревор использует, чтобы погрузиться на дно. По мере увеличения глубины моему взору открывается новый мир, в котором легко заблудиться. Под водой царит не меньшее оживление, чем на суше - раскачиваются водоросли, проносятся стайки рыб. Тревор направляется к затонувшему кораблю, который, судя по всему, привлёк внимание ещё нескольких дайверов. Rockstar не раскрыли нам подробностей, но намекнули, что внутри можно найти кое-что полезное.
Подплывая к кораблю, он замечает страшный сон любого ныряльщика - большую белую акулу. Пульс учащается, пока она степенно проплывает мимо, но разработчики говорят, что акула не начнёт атаковать, если не делать резких движений и не подходить слишком близко. Тревор устремляется на поверхность, чтобы избежать возможных последствий.
Сердечный приступ и вино
Наше краткое погружение в океанские глубины подходит к концу, и сотрудник студии переходит от Тревора к Майклу, выходящему из офисного здания в Вайнвуде. Из-за того, что он не может выносить общество собственной семьи, бывший преступник проводит большую часть своего времени, употребляя виски, пересматривая классические боевики и посещая психоаналитика.
Повернув за угол, он сталкивается с увядающей актрисой по имени Памела Дрейк, которая рассказывает всем прохожим, что когда-то Вайнвудский магнат сочинил сценарий к фильму “*** в Париже” специально для неё. Как и безумный проповедник в GTA IV, Дрейк - одна из прохожих, которые реагируют на ваше появление. В зависимости от того, играете вы за Тревора, Франклина или Майкла, она будет вести себя по-разному.
Опасные районы
Фанаты San Andreas, должно быть, помнят уличные разборки между Баллас, семьями с Гроув Стрит и Вагос. Хотя Лос Сантос заметно изменился со времён расцвета уличной преступности, Rockstar подтвердили, что Баллас все ещё не потеряли влияния.
Когда вы попадаете на территорию банды, на вас не нападают сразу же, как это было раньше. Бандиты занимаются своими делами, пока вы не направите на них оружие. Впрочем, отвращение к законникам никуда не делось. Если полицейские попадут в преступный квартал, им тут же окажут тёплый приём, открыв шквальный огонь. Это можно использовать как преимущество, когда вы удираете от погони. Стоит заехать на район к Баллас, и те начнут стрелять по копам, что даст игрокам время скрыться от преследователей.
Майкл продолжает идти по улице, а я получаю шанс получше рассмотреть уличную жизнь в более многолюдных местах Лос Сантоса. Как и в играх серии Elder Scrolls, прохожие в GTA V не стоят на месте, предпочитая перемещаться по городу. Искусственный интеллект также стал более восприимчив к вашим действиями. К примеру, в показанной демоверсии Майкл прошёл мимо двух двойников звёзд. Первый - копия одного из Республиканских Космических Рейнджеров (телешоу из GTA IV, которое вернётся в новой игре). Другой одет в костюм Ярости Импотента, нового прогрессивного супергероя из популярного в Лос-Сантосе сериала. Когда Майкл достаёт смартфон, чтобы сделать снимок Космического Рейнджера, тот встаёт в позу для фотографирования. Когда вы видите что-то на улицах города, то можете поделиться фотографией с друзьями при помощи Rockstar Social Club. Неподалёку стоит зазывала, рекламирующий автобусные туры по домам звёзд. Если вы согласитесь, то сможете прокатиться по улицам, выслушивая истории о порочном прошлом вымышленных актёров и певцов.
Пройдя мимо тату-салона (где можно набить себе что-нибудь, если вы захотите), Майкл замечает женщину, которая прячется за автобусом в ближайшем переулке. Это - Лэйси Джонас, звезда, называющая себя “голосом поколения”. Это - лишь одна из побочных миссий, которые будут периодически возникать на вашем радаре. Почему она скрывается? Папарацци окружили её машину (которая, к слову, называется Benefactor Surano). Майкл невозмутимо направляется к автомобилю, расталкивая надоедливых фотографов и сдаёт назад, чтобы подобрать Лэйси.
Впрочем, папарацци так легко не сдаются. Пока Майкл набирает скорость в спортивном автомобиле, они преследуют его и спутницу на фургоне. Лэйси возмущённо кричит, что не хочет попадать в объектив, потому что чувствует себя толстой (что, разумеется, совсем не так). Когда Майкл спрашивает, чем она заслужила такое внимание, та отвечает: “Просто я очень известна. Я ничего не сделала!”. Майкл отрывается от фотографов и довозит Джонас до Вайнвудских холмов.
Хотя мы лишь одним глазком увидели Фрэнклина, Тревора и Майкла, стало ясно, что впечатления от игры будут разительно отличаться в зависимости от того, в какой части открытого мира находится игрок. Разнообразие ситуаций над и под водой даёт море причин исследовать окружение, а сердце Лос-Сантоса бьётся так же живо, как и у Либерти-Сити в GTA IV.
RPG-прокачка персонажа в GTA: San Andreas, что, когда Rockstar анонсировали, что убирают эту функцию в GTA IV, часть фанатов проявила явное неудовольствие принятым решением. Вместе с возвращением в Лос-Сантос, возвращается и полюбившаяся некоторым игрокам кастомизация, но в изменённом виде. Вы больше не сможете заставить Майкла поправиться на пару десятков килограммов, налегая на еду из уличных киосков или превратить Франклина в Рэя Льюиса, качаясь в любимом спортзале, однако сможете помочь им улучшить некоторые навыки.
Благодаря различным предысториям и опыту, Майкл, Тревор и Франклин имеют отличные друг от друга показатели в нескольких категориях. На сегодняшний момент, это сила, меткость, скрытность, навыки управления самолётом и автомобилем, а также объём лёгких, но Rockstar пояснили, что это - не окончательный список. Вместо того, чтобы позволить игрокам набирать очки, распределяя их по этим категориям, разработчики предложат выполнять различные задания. Майкл не сразу сможет стать отличным пилотом, но, чем больше он летает, тем лучше становится его сноровка. Особо упорные пользователи смогут максимизировать показатели всех героев.
Те, кто привык гнаться за модой, смогут подогнать под себя внешний вид троицы, сделав им новые причёски, купив новую одежду и сделав татуировки.
Тачка на прокачку
Гибкость настроек не ограничивается характеристиками персонажей. Автомастерские Pay & Spray, которые были самым быстрым способом починить и покрасить машину, теперь стали полноценными магазинами. По словам Rockstar, любители быстрой езды смогут переработать как внешний вид, так и внутренности машины так же широко, как в Midnight Club: Los Angeles. Под капотом можно будет усилить двигатель, улучшить подвеску, купить новые тормоза - словом, возможностей поменять поведение автомобиля на дороге будет масса. Но и перебарщивать с тюнингом не рекомендуется - это может привести к поломке.
Если вас больше волнует стиль, а не содержание, то никто не мешает сделать тонировку, поставить спойлер и новые диски или выполнить сложную покраску. Можно даже заказать уникальный номерной знак.
Это моя винтовка, это мой пистолет (отсылка к кричалке морпехов - This is my rifle. This is my gun. This is for fighting, and this is for fun - прим. пер.)
С учётом того, сколько времени героям предстоит провести в различных перестрелках, нас не удивило решение Rockstar включить в игру кастомизацию оружия для тех, кто готов часами спорить о том, какой прицел лучше. Игроки смогут установить лазерные прицелы, глушители, фонари или увеличенные магазины - вполне возможно, самое время завести карту постоянного покупателя в Ammu-nation.
Зарабатывать, чтобы тратить
Мы уже писали, что Rockstar создали сложную экономическую систему для Grand Theft Auto V. Нам было известно, что ограбления могут принести солидную прибыль, но представители студии сохраняли загадочное молчание, когда речь заходила о подробностях. Теперь всё стало чуть понятнее - помимо оружия, машин и вещей для героев, игроки смогут тратить деньги на предметы роскоши, недвижимость и предприятия.
Rockstar говорили, что мы не сможем покупать жильё для Тревора, Майкла и Франклина, но, видимо, изменили своё решение. Зарабатывайте миллионы и спускайте их на дома, гаражи, пристани для яхт, вертолётные площадки (и сами вертолёты), а также компании. При владении некоторыми из них можно получить определённые привилегии - так, купив таксопарк, вы больше не станете платить за поездки с водителем.
Деньги можно зарабатывать и более сомнительными способами - вламываясь в винно-водочные магазины, участвуя в обороте оружия или круша банкоматы по всему Лос-Сантосу - но зачем размениваться на мелочи, если можно пойти на крупное дело? Один из протагонистов Grand Theft Auto V, бывший преступник Майкл, думал, что заработал достаточно, прежде чем уйти на покой. Однако после того, как его любимая семейка растратила большинство сбережений, ему пришлось вернуться в игру, взяв в подельники Тревора и Франклина. Чтобы восстановить финансовую стабильность, ему придётся спланировать нечто масштабное.
Как любитель Вайнвудских боевиков, Майкл также любит волнительность ограблений. В ходе кампании GTA V ему предстоит поучаствовать в пяти или шести налётах, каждый из которых требует тщательной подготовки и чёткой реализации. Если вы успешно справитесь с этими миссиями, то сможете заработать миллионы долларов, которые можно потратить на дорогие безделушки или вложить в бизнес.
Ограбления начинаются с “мозгового штурма”. Пока Майкл, Тревор и Франклин обмениваются идеями, игрок может выбрать, каким способом он хотел бы пройти эпизод. Например, вы можете проникнуть в банк незаметно, высадившись на крыше или войти через парадную дверь с дробовиком наперевес. От этого выбора зависит ход налёта, и, благодаря возможности переигрывать миссии, вы можете попробовать пройти один и тот же момент, используя разные подходы.
Более сложные цели требуют поддержки водителей, стрелков или хакеров. У игрока будут дешёвые и дорогие варианты, но, как нетрудно догадаться, разного качества. Низкооплачиваемый хакер будет дольше возиться с системой безопасности, оставив 30 секунд на сбор денег, в то время как тренированный профессионал сможет обеспечить целую минуту. При этом лучшие специалисты требуют большую долю с добычи. Если сотрудничать с одними и теми же помощниками, то они будут улучшать свои показатели при работе с вами.
Разработав план и наняв команду, игрок должен выполнить ряд дополнительных заданий. В демонстрации, показанной Rockstar (не относящейся к сюжету, но похожей по структуре) нужно было ограбить бронированную инкассаторскую машину - как в известной сцене из “Схватки”. Но прежде чем приступить к делу, герои должны подогнать транспорт для побега, а также купить костюмы и маски, чтобы не выдать себя во время грабежа.
Впрочем, в версии для журналистов обошлись без этих мелочей - миссия началась со встречи уже известной нам троицы. После обмена любезностями, Майкл начинает излагать план. Тревор должен занять наблюдательную позицию, чтобы предупредить напарников, когда грузовик с деньгами окажется в нужном месте, и те перекрыли движение.
Игрок сперва управляет Тревором, разглядывая трафик в бинокль, чтобы засечь цель. Заметив нужную машину, он подаёт сигнал, и мы переносимся к Майклу, сидящему за рулём мусоровоза, чья цель - встать поперёк улицы, остановив поток автомобилей.
Когда мусоровоз встаёт на место, мы видим, как инкассаторский грузовик начинает с визгом тормозить. Теперь мы играем за Фрэнклина, управляющего эвакуатором. Он жмёт на газ и таранит грузовик на полной скорости, от чего тот переворачивается. Герой выходит наружу и устанавливает взрывчатку на задней двери опрокинутого фургона. После взрыва, к нему присоединяется Майкл - вместе они заставляют охранников выйти с поднятыми руками. По улице разносится рёв сигнализации, вдали слышны сирены полиции. У команды нет времени собрать все деньги, поэтому они занимают оборонительные позиции и ждут подходящего момента, чтобы атаковать противников.
В этот момент игроки могут переключаться между Тревором со снайперской винтовкой и РПГ в здании неподалёку и двумя другими персонажами, вооружёнными пулемётами и стоящими возле грузовика. Когда герои находятся так близко, переход между ними происходит моментально - мир вокруг просто замедляется на долю секунды, чтобы дать игроку сориентироваться в происходящем хаосе. Чтобы продемонстрировать скорость переключения, сотрудник Rockstar делает выстрел из гранатомёта Тревором и тут же возвращается к Фрэнклину. Ракета ещё не достигла цели, а мы уже управляем другим персонажем.
После боя с несколькими отрядами полицейских, нас ждёт короткая передышка - момент, чтобы забрать деньги и сбежать на заранее приготовленной машине. Конец эпизода.
Переход от героя к герою может звучать странно на бумаге, но, глядя на Grand Theft Auto V в действии, я не испытал ни малейшего дискомфорта. Плавные пролёты камеры помогают быстро разобраться, что происходит вокруг, а кинематографичность такого подхода позволяет добавить драматичности сцене и дать игроку больше простора для экспериментов. Для Rockstar это, судя по всему, станет ограблением века.
Релиз игры запланирован на 17 сентября, подтверждённые платформы - Xbox 360 и Playstation 3. Возможно, позднее состоится выход проекта для консолей нового поколения, PC и Wii U.